Какие действия нужно предпринять производителю молочной продукции, чтобы сделать свой товар более востребованным?
1. Снизить себестоимость выпускаемого продукта. Так как в стоимости продукта значительную часть составляют энергоресурсы, то их эффективное использование становится приоритетным в развитии и модернизации завода. За последние несколько лет стоимость данных ресурсов возросла более чем на 100%.
2. Повысить качество вырабатываемой продукции. В условиях жесткой конкуренции и ограниченного предложения сырого молока на рынке многим заводам приходится снижать требования к принимаемому молоку. При этом качество конечного продукта должно быть все равно высоким.
3. Обеспечить стабильность качества выпускаемой продукции, когда покупатель не задумывается о выборе продукта и покупает его постоянно просто потому, что эта марка уже зарекомендовала себя, и ей доверяют.
Эффективная пастеризация молока может помочь в решении этих трех задач.
Молоко, особенно летом, может поступать на завод с повышенной кислотностью. Исходя из стандартов, большинство пастеризаторов, представленных на российском рынке, предназначены для молока высокого качества кислотностью до 19°Т. Молоко с более высокой кислотностью чаще сразу направляют на творог. Такое молоко не пастеризуют, так как в стандартных пастеризаторах оно подвергается резкому, практически «шоковому» воздействию температуры.
Пастеризаторы с "мягким нагревом" пастеризуют молоко с более высокой кислотностью
Существуют пастеризаторы, которые с помощью «мягкого нагрева» пастеризуют молоко с более высокой кислотностью. За счет чего это достигается? За счет использования большего количества пластин. Это позволяет подавать теплоносители (пар, вода) с меньшей температурой и постепенно медленно нагревать молоко, соблюдая меньшую разницу температур между нагреваемым молоком и теплоносителем. В обычных пастеризаторах количество пластин меньше, с одной стороны, это удешевляет установку, с другой – площадь теплообмена меньше, поэтому необходимо подавать теплоноситель более высокой температуры, что предполагает кроме воздействия на продукт еще и большее давление пара.
На 20-30% меньше ресурсопотребления
Площадь теплообмена также влияет на то, сколько тепловой энергии можно забрать в секции регенерации. Если секция регенерации достаточно длинная, то возможно регенерировать до 90% энергии, а значит, использовать меньше теплоносителя (энергоносителя). И если рассмотреть установки «мягкого нагрева» с точки зрения ресурсопотребления, то они как раз на 20–30% экономнее – тратится меньше холодной воды, пара и энергии, снижаются затраты на мойку.
Основным камнем преткновения для многих заводов становится количество расходуемого пара, так как большинство пастеризаторов работают при давлении пара от 3–4 атм. Давление пара даже в 2 атм дает возможность значительной экономии ресурсов предприятия за счет экономии затрат на энергоносители, а также за счет меньшего износа оборудования и увеличения срока работы системы в целом.
Отклонения всего 0,2-0,4°С от заданной температуры
Стандартом для большинства пастеризаторов является отклонение от заданной температуры на 1–2°С. Но такое отклонение влияет на срок хранения и качество вырабатываемых продуктов, а также на выход конечного продукта. На пастеризаторах «мягкого нагрева» отклонения от заданной температуры составляют всего 0,2–0,4 °С, таким образом в 10 раз снижается возможность выработки продукта низкого качества и может увеличивается выход конечного продукта, например, при производстве сыров.
Автоматизация процесса пастеризации
Актуальной составляющей в достижении качества продукта остается автоматизация процесса. В условиях кадрового голода и необходимости постоянного контроля автоматизация остается той возможностью, которая позволяет решить данный вопрос. Используя автоматизацию, возможно снижать требования к рабочему персоналу, таким образом затрачивать меньшие ресурсы на подбор и обучение. Автоматизация позволяет снизить зависимость от человеческого фактора, осуществлять постоянный удаленный контроль за производством, качеством выработки и мойки.
Таким образом, возможность улучшения и повышения стабильности качества продукции, снижения затрат и себестоимости появляется уже на стадии пастеризации –одном из начальных этапов производства. Это может значительно повысить конкурентоспособность продуктов и помочь нашим предприятиям сохранить свои позиции на рынке.